В первый день осени вступает в силу новая редакция федерального Закона о такси: в соответствии с ней значительная часть машин и водителей не имеют права легально выйти на линию. Дело в фактическом отсутствии во многих регионах госреестров перевозчиков, агрегаторов и такси, а также в требованиях к водителям и авто: техосмотр, медосмотр и путевой лист. Прогнозировалось, что с 1 сентября из-за этого машин на линиях станет меньше, а тарифы, соответственно, «подпрыгнут». Так ли это — выяснял «МК».
В Москве цены на поездки в День знаний будут высокими, но недостатка машин не предвидится, прогнозируют опрошенные «МК» владельцы компаний-перевозчиков. «Тариф будет максимальный, поскольку спрос будет очень высокий, как всегда 1 сентября, — пояснил Владимир Акулов, владелец таксопарка на десять автомобилей. — Система агрегатора сама его выставит, мы тут даже ничего не решаем. И, кстати, если пассажир едет за двойную-тройную цену из-за спроса, это не значит, что водитель получит вдвое-втрое больше обычного, надбавка чаще всего скромнее».
Таких дней в году всего несколько, добавил перевозчик: это последние рабочие дни перед Новым годом, Восьмым марта, день последнего звонка 25 мая. Что касается 1 сентября, повышенный спрос на такси начинает ощущаться за несколько дней до самого Дня знаний.
«В Москве в основном все готовы к новому закону, потому что еще год назад внедряли систему «КИС АРТ», которая требует от водителей и перевозчиков примерно того же», — уверен Акулов. Правда, опрос самих водителей показывает, что не все готовы продолжать работу по новым правилам. Так, таксист Алмаз, работающий в Москве три года, сообщил, что на собственном автомобиле, которым он пользовался для работы в такси, у него нет необходимых путевых листов и техосмотра.
«Буду работать в доставке, там этого не надо», — пояснил собеседник «МК»: имеется в виду тариф «Доставка», в рамках которого агрегатор допускает работу водителей и автомобилей, не удовлетворяющих требованиям для перевозки пассажиров.
Те водители, которые работают не на себя, а в составе фирм-перевозчиков, имеют возможность оформить нужные документы — точнее, за них это делают фирмы. А вот индивидуалам, по словам Алмаза, невыгодно заниматься бюрократическими вопросами — проще уйти в курьерскую доставку.
Однако пассажиров на собственном авто собеседник «МК», как и его родственники и коллеги, возить готов: чтобы вызвать «ушедшего в сумрак» водителя, по его словам, достаточно позвонить на прямой мобильный телефон. У Алмаза есть уже несколько постоянных клиентов, которые вызывают его для поездок на вокзал, в поликлинику и т. п.
— Если так пойдет, может быть, и будет выгодно снова принимать заказы по прямым телефонам, — размышляет Владимир Акулов. — Вопрос в том, сколько заказов будет по «сарафанному радио». Но, так или иначе, номера телефонов у нас на корме наклеены.
Хуже, чем в Москве, дело обстоит в крупных промышленных городах: так, водитель такси из Ярославля сообщил корреспонденту «МК», что пока не знает, будет ли агрегатор допускать таксистов до работы с 1 сентября. Работают ли реестры — об этом знают, прежде всего, перевозчики и агрегаторы. Сами же водители надеются, что работать можно будет и по старинке.
А двое опрошенных «МК» водителей такси — индивидуальных предпринимателей из райцентров Ярославской области — трудностям «городских» только посмеялись: они и без того работают по старинке, через местных телефонных диспетчеров и напрямую. И менять ничего не хотят: только при таком «дедовском» инструментарии они могут пользоваться для извоза недорогими и сильно подержанными автомобилями, в том числе отечественных марок.