В Госдуме разработан законопроект, предполагающий лишение водительских прав на срок до трех месяцев за повторное незаконное использование желтой таблички «Инвалид» на автомобиле. Речь идет о тех, кто пользуется такими табличками чисто «информативно», не внося себя и свой автомобиль в федеральный реестр инвалидов-льготников. Под удар могут попасть как хитрецы, рассчитывающие на невнимательность парковочных инспекторов, так и настоящие инвалиды, не оформляющие льготы по разным причинам.
В соответствии с проектом «установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения опознавательного знака «Инвалид» должна влечь за собой штраф в размере 5000 рублей (20 тысяч с должностных лиц и 500 тысяч с юридических лиц) с конфискацией «предмета административного нарушения» (таблички). А повторное нарушение — штраф уже в 10 тысяч рублей (с физлиц) и лишение права управления на срок до трех месяцев.
Жесткость санкций авторы проекта объясняют тем, что «липовые» инвалиды занимают выделенные для водителей с ограниченными возможностями парковочные места, тогда как их не хватает и для тех, кому это действительно нужно. Однако проблема несколько сложнее: дело в том, что сама система парковочных льгот для инвалидов лишь недавно была «цифровизирована». И поэтому сейчас вне закона могут оказаться достаточно многие привыкшие к прежним правилам.
Традиционно, согласно ПДД, табличка «Инвалид» прикреплялась «спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов». Однако с весны 2023 года ситуация изменилась: сейчас право на табличку имеют только те, кто обладает льготами по парковке или проезду. Льготы же, в свою очередь, привязаны к федеральному реестру инвалидов.
Парковка на «инвалидных» местах улично-дорожной сети в Москве уже многие годы была возможна только для автомобилей, внесенных в реестр (изначально городской; теперь он стал федеральным). Но до мая прошлого года существовала «серая зона»: водители, не включенные в реестр, могли прикреплять табличку в информационных целях — например, чтобы к ним уважительнее относились соседи по потоку или для остановки на «инвалидных» местах негородских парковок (торговых центров, дворовых территорий и т.п.), где никто не сличал номера автомобилей с реестром.
— Никогда не думала вносить машину в реестр инвалидов, зачем это мне нужно, — рассказала «МК» жительница Подмосковья Оксана, мать ребенка с врожденным заболеванием. — Когда реестр был московским, это было невозможно, а потом не хотелось морочиться: в Москву мы почти не ездим, нет надобности в парковочных местах. К тому же обычно, по закону подлости, платные места оказываются ближе, чем инвалидные. Но знак всегда вожу в машине: он часто выручает. Когда едешь в потоке, много желающих «поучить бабу жизни». А видят знак – и как-то сразу перестают наглеть.
Такое использование знака – без реестра – де-факто было нарушением еще в прошлом году, а сейчас за него хотят назначить и солидное наказание (вплоть, как видим, до лишения водительских прав). Добавим также, что в 2023 году изменились и критерии инвалидности, позволяющие претендовать на место в реестре (а значит, и на легальный инвалидный знак). Если раньше знак могли прикреплять себе все водители (или авто, перевозящие соответствующих пассажиров) с группами инвалидности от I до III, то сейчас инвалиды третьей группы могут быть внесенными в реестр только при наличии «ограничения к самостоятельному передвижению 1-й, 2-й или 3-й степени выраженности». Плюс те, кто получил право на знак до 1 июля 2020 года. Таким образом, инвалиды третьей группы, не имеющие ограничений по самостоятельному передвижению, знак не получают, а его использование даже там, где не смотрят в реестр, будет наказуемо.
— В любом случае сейчас каждый значок инвалида на машине должен сопровождаться документами о включении в федеральный реестр и инвалидности, — рассказывает юрист Алексей Голубев. — Эти документы нужно быть готовыми предъявить по требованию ДПС, если человек едет со знаком. Другое дело, что мало кому из патрулей сейчас есть до этого дело: штраф небольшой, а вот когда появится «лишенческая» статья, полиции это станет интересно.
Из в некотором роде позитивного: конец «вольницы» с табличками «Инвалид» может оздоровить обстановку во дворах. Как известно, при благоустройстве по ГОСТу во дворе также могут быть выделены инвалидные парковочные места (и выделяются — обычно по запросам жителей). Инициаторы такой меры в конкретном дворе получают, таким образом, почти «персональное» парковочное место. Но поскольку парковочных патрулей во дворах нет, разгораются настоящие парковочные войны, ведь раздобыть или напечатать значок может кто угодно.
Правда, у «реестровых» инвалидов есть не только парковочные, но и кое-какие другие преимущества. В частности, можно парковаться под знаками «Стоянка запрещена» (не «Остановка запрещена», это другое!). И даже проезжать под знак «Движение запрещено» (белый круг, не «кирпич»). Но тут уж, как любят говорить сами обладатели этих льгот, «привилегии даются только в комплекте с диагнозом». Так что завидовать не будем.