mkruНовости

Урбанист Заливухин раскритиковал новый проект ПДД: «Полный бред»

Женщин на высоких каблуках могут приравнять к инвалидам на колясках, курьеров на электросамокатах выделить в особый класс пешеходов, а горожанам в наушниках или подшофе и вовсе грозит запрет передвигаться по тротуарам. Такие предложения члены Общественной палаты намерены внести в проект новых Правил дорожного движения, который предстанет на суд общественности и власти в скором времени.

Пешеходов хотят заставить ходить строем: по правой стороне и без каблуков

Для пешеходов хотят ввести целый раздел Правил. Первое и главное предложение — разделить потоки пешеходов, практически приравнять пешеходов к автомобилистам. В России на дорогах правостороннее движение? Вот и на тротуарах оно тоже должно быть правосторонним, считают авторы инициативы. На дорогах есть разметка? Вот и на тротуарах она должна быть. Где-то пунктиром, а где-то сплошной линией.

Зазевался, залез на чужое поле — изволь заплатить штраф или же тебя лишат права хождения по тротуару. Шутка. «Штрафы для пешеходов вводить пока не планируется, но люди должны ориентироваться в направлении собственного движения», — комментирует зампред комиссии по безопасности Александр Холодов.

Так и хочется спросить: иногда в этом самом направлении не ориентируются пьяные. Как быть с ними? Не поверите — ответ на этот вопрос у авторов проекта есть. Несознательным гражданам, к числу которых, кстати, относятся и любители слушать музыку в наушниках, авторы проекта намерены вообще запретить ходить по тротуарам. Спрашивается, куда им еще деваться, не на проезжую же часть?

— Помогать выпившим людям — дело благородное. Но в таком случае надо делать это вкупе с возвращением вытрезвителей, — шутит архитектор-градостроитель, федеральный эксперт Илья Заливухин. — Но если серьезно — как можно запретить пьяному пешеходу ходить по тротуару? В Общественной палате проблем больше, что ли, нет, если они рассматривают такие инициативы?

Следующее предложение — отдельно прописать правила для маломобильных людей. К их числу, по мнению «общественников», стоит причислить не только инвалидов, мам с колясками и бабушек с сумками на колесиках, но и женщин на высоких каблуках.

«Видимо, последним надо ходить вдоль стенки, чтобы не мешать остальным», — иронизирует автомобильный эксперт Александр Шумский.

«Имеется в виду, наверное, тип покрытия — например, женщинам на шпильках трудно ходить по брусчатке», — предполагает Илья Заливухин, добавляя, что, к счастью, хоть про мужчин на каблуках или попрошаек на костылях речи не идет.

Родителей хотят обязать держать маленьких детей за руку, а собак — на коротком поводке (спасибо, что не наоборот). Нет, речь идет не о переходах по зебре, а об обычном движении по тротуару. Но в чем опасность детей и собак?..

И, наконец, обсуждается возможность введения категории профессиональных пешеходов, к которым в первую очередь относятся курьеры на электросамокатах. Они, как и, впрочем, некурьеры, безнаказанно гоняют по тротуарам с огромной скоростью. Собственно, ради этих участников «пешеходного движения» (а пешеходное ли оно, если разобраться?), кажется, запреты и затеваются.

Понятно, что человек в наушниках, на шпильках или с коляской более уязвим, чем просто идущий пешеход. Но, увы, увернуться от несущегося самокатчика сложно, даже если ты идешь лишь с легкой сумкой, не слушаешь громкую музыку, а на ногах у тебя кроссовки.

— Это из той же серии, что и запрет пьяным людям ходить по тротуарам. Термин «профессиональные пешеходы», особенно по отношению к курьерам, — вообще бред, — продолжает Илья Заливухин. — Курьеры, если они не автомобилисты, ездят на электросамокатах или на велосипедах. Пешком из них точно никто не ходит. Я думаю, что людям, придумавшим термин «профессиональный пешеход», просто было нечего делать, и они взяли и придумали «новшество».

Так, может, стоит начать с граждан, использующих так называемые средства индивидуальной мобильности — электросамокаты, велосипеды и т.д.? Отделить их от спокойно шествующих пешеходов разметкой и обязать двигаться только по выделенной дорожке? Кстати, в некоторых российских регионах тротуары уже имеют разметку для электросамокатов и велосипедов без всякого изменения Правил дорожного движения — например, в Калининградской области. Всем удобно, и никаких конфликтов на тротуарах. Но это пока исключение из правил.

— В России нет четкого разделения на улицы и проспекты, где пешеходы чувствуют себя в приоритете. А Правила для пешеходов должны соответствовать именно этой типологии, — продолжает Илья Заливухин. — Например, пешеход не может передвигаться на улице со скоростью автотранспорта выше 60 километров в час — это опасно. А у нас есть шоссе, по обочинам которых ходят люди. У нас есть зебры на трассах, где идут фуры. Мне совершенно непонятно, как в таких условиях менять Правила. Я бы сначала рекомендовал властям разобраться в типологии улично-дорожной сети.

— Илья, а ведь есть еще дворы с проезжей частью без тротуаров. Может, законодателям обратить внимание на них тоже?

— Безусловно. Нужно обозначить проблему по-другому: во дворах заасфальтированная дорога — не проезжая часть. Надо понять, что это машины едут по тому месту, где ходят пешеходы.

— Может быть, если нет приподнятого тротуара, имеет смысл отделить разметкой проезжую часть и условный тротуар?

— Возможно. Но важно обозначить эту дорогу пешеходной, с возможностью проезда автомобилей. В исторических городах Европы есть много мест, где автомобили едут по пешеходной улице, если, например, водители живут в этом районе. Но на этих дорогах абсолютный приоритет пешеходного движения. Так же и у нас — везде нужно поставить приоритет для пешеходов. А какой у нас приоритет? Идти, переживая, как бы тебя не сбил проносящийся электросамокат?

— Соблюдают ли водители электросамокатов разрешенную скорость 25 км/ч в городах?

— Слушайте, даже если при 25 километрах в час человеку ручкой от электросамоката въедут, мало не покажется. Это огромная скорость! Я считаю, что по тротуарам можно ездить со скоростью не больше 5 километров в час. Но ни велосипеды, ни электросамокаты у нас никто не ограничивает. Так что в буквальном смысле жизненно необходимо строить для них отдельные дорожки. Либо же запрещать. Других вариантов нет. Нельзя, чтобы тут мы ехали по дорожке, а тут — по тротуару вместе с прохожими. Я даже не понимаю, кто установил скорость 25 км/час. Видимо, кто-то сидел и думал: какой же норматив поставить? Но этот человек, судя по всему, не получал ручкой от электросамоката. В общем, мое твердое мнение таково: не пьяных людей нужно убирать с тротуаров, не людей в наушниках, не девушек на каблуках, а ограничивать на пешеходных трассах езду на электросамокатах. В инициативах, представленных ОП, я вижу лишь бред — попытку скрестить ужа с ежом.

СПРАВКА «МК». Зачем нужно принимать новые ПДД? Последняя редакция Правил утверждена в 1993 году, с 2013 по 2021-й в них внесли в общей сложности 120 изменений. После этого в рамках административной реформы документ закрыли для дальнейших точечных корректировок. Теперь по закону новую редакцию можно утвердить только полностью. О сборе предложений в проект новых Правил дорожного движения Общественная палата объявила чуть больше года назад, свои идеи прислали несколько тысяч человек.

Show More

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button