Как и многое в нашем мире, вопрос автомобилей в мегаполисах в последние годы заметно радикализировался. С одной стороны, раздаются жалобы (в том числе и в редакцию «МК») на беспрецедентное хамство автолюбителей, узурпирующих для парковки каждый свободный пятачок. С другой — любой автовладелец расскажет о «пессимизации» парковочных мест, сносе гаражей и других утеснениях. Возможно ли найти выход из этого конфликта (и нужно ли это кому-то) — разбирался «МК».
Лето — сезон работ по благоустройству, и уже традиционно на летние месяцы приходится максимум нововведений, которые призваны оздоравливать обстановку с машинами во дворах и около тротуаров — но почему-то обычно ее осложняют. Так, появилась новая концепция «треугольников безопасности» во дворах: по предложению главы столичной ГИБДД Александра Быкова, у выходов из каждого подъезда нужно запретить парковку, чтобы пешеходы (особенно дети) и проезжающие по двору автомобили не были друг для друга трагической неожиданностью.
Одновременно жители Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода и еще многих городов, где недавно была введена платная парковка, начали жаловаться на переполненные дворы: водители, естественно, пытаются запарковаться бесплатно.
— Ведут себя как свиньи! — ругается Олег Николаевич, житель дома №9 по улице Климашкина. По соседству с его домом — под номером 7 по той же улице — многолетняя полуруина, когда-то красивый доходный дом постройки Нирнзее, стоявший на берегу речки Пресни еще до ее «заключения под стражу» в коллектор. Еще в середине 2000-х от дома оставили один фасад, а дальше у застройщиков что-то не заладилось: площадка до сих пор практически «ничейная». И, самое главное, ворота на площадку — в бывший двор седьмого дома — давно сломаны, заезжай не хочу.
А рядом — зоопарк, музей имени Тимирязева и еще много чего: центр же! Но главное, конечно — зоопарк. Поэтому действительно площадка не пустует, особенно в выходные. Машины заезжают, выезжают, стоят; как говорят жильцы дома 9 (корреспондент «МК», правда, не наблюдал этого), некоторые водители без комплексов даже и нужду здесь справляют, прямо на нирнзеевские развалины.
Почему именно здесь «оазис непослушания»? Да потому что все остальные дворы давно закрыты шлагбаумами, а здесь запирающее устройство ставить некому. Правда, пожалуй, жители соседнего дома правы: непорядок, стройплощадку надо бы огородить. В остальном же — этично ли водителям, приехавшим в зоопарк, искать себе любой ценой бесплатную парковку, хоть бы и в километре от входа? Кажется — вполне допустимо.
Зоопарк — не единственное, конечно, такое место. В любом крупном городе точно то же самое творится возле театров, цирков (особенно цирков — это ведь магнит для детей с родителями!), парков развлечений и тому подобного. При этом бесплатные или хотя бы дешевые стоянки есть сейчас (опять же в крупных городах) только у торговых комплексов: желающие развлекаться вынуждены либо ехать общественным транспортом, либо добавлять к недешевым билетам еще и немалую сумму за парковку (и ту иногда не найдешь).
Но люди не были бы людьми, если бы не искали лазейки и лайфхаки. Чем отличается местный автомобилист в большом городе от неместного? Да тем, что знает, где в зоне запрета парковки есть заветный торговый или офисный центр, на стоянку которого можно бесплатно или задешево заехать. Либо — вот такой «недозакрытый» двор, жители которого в результате исходят гневом в адрес «автохамов» и требуют массовых расстрелов…
Впрочем, когда речь заходит о шлагбауме — появляются другие особенности. Корреспондент «МК» с любопытством оглядывает из окна двор собственного дома. Дом не слишком старый, но и не слишком новый — почти ровесник нового века, — и очень многоподъездный и многоквартирный: без малого тысяча квартир. Корректно ли предположить, что тысяча квартир — это тысяча гипотетических автовладельцев? Вполне!
Теперь смотрим дальше. Подземный паркинг в доме, конечно, имеется. Вот только мест на нем существенно меньше — всего-то 300–400. Ну, о том, что стоимость места на этом паркинге была вполне сопоставима с докризисной стоимостью средней руки иномарки, деликатно промолчим: вроде как автовладельцу вменяется в обязанность понимать, что быть автовладельцем — дорого! Хорошо, но, даже если закрыть глаза на цену, факт остается фактом: на подземный паркинг все не влезут.
Что остается? Старая добрая тактика — парковка во дворе. В параллель вдоль пешеходной дорожки вдоль подъездов и в парочке «карманов» в укромных уголках. Ну, еще этак 50 машин во двор влезает — отлично! И с внешней стороны дома, там, где многочисленные магазины-аптеки-парикмахерские, можно расставить еще пару десятков авто. Все, места кончились. Как мы видим, на 1000 гипотетических квартир-автовладельцев — уже не хватает.
Ну а теперь представим, что отсюда, по предложению ГИБДД, оттяпали еще «зоны видимости» — скажем, минус два парковочных места у каждого подъезда, итого минус двадцать на весь двор! И еще несколько драгоценных местечек оставили целиком и полностью для электромобилей, машин будущего (такая идея — установить во дворах зарядные станции — тоже обсуждается). Сколько остается? Вот именно.
Простой естественный вопрос: куда должны засунуть свои автомобили все прочие жильцы дома? Добропорядочные, заметьте, жильцы — собственники или арендаторы, которые чинно оплачивают обслуживание придомовой территории, работу шлагбаума и все прочее? Куда?..
Ответ, боюсь, будет донельзя физиологичным: куда обычно посылают — туда предложат и машины засунуть. Потому что больше некуда. На улицу? Там парковочных мест тоже не так уж много, да и других желающих хватает — потому что рядом метро. В соседний двор? Отлично, вот только там свой шлагбаум — и свои машины, которым тоже не хватает места. Прокатиться до ближайшего громадного ТЦ с многоярусным подземным паркингом? Всего-то 5 км, дело житейское…
Кстати, упомянутые магазины-аптеки-парикмахерские, а также примкнувшие к ним агентство недвижимости, риелторская контора и парочка нотариусов тоже добавляют автомобилистам хлопот. Несколько лет назад во дворе поставили шлагбаум — с замечательной аргументацией: «Чтобы чужие не заезжали!» Отлично, только снова вопрос: а вот клиенты этих парикмахерских — они чужие или не совсем? Во всяком случае, ключа от шлагбаума организациям не дали, и поэтому теперь около него нередко собирается караван… причем караван на выезд! Очевидно, впустить клиентов еще как-то удается, а вот выпустить — уже нет.
И такая ситуация — не только в мегаполисах: весь комплекс парковочных проблем испытывают на себе уже и жители «стотысячников» (платные парковки, шлагбаумы, скученность в немногих разрешенных стояночных местах). Лишь в нескольких регионах — например, в Приморье — официально учитывают интересы автомобилистов при составлении планов благоустройства. Возможно, это потому, что приморцы (опять же для примера) свои сложившиеся в 90-е «праворульные» привилегии готовы отстаивать всеми способами — в том числе и физически. А остальные, похоже, будут просто страдать.