В январе московские камеры видеофиксации нарушений ПДД начали выписывать штрафы за непропуск пассажиров трамвая. Речь идет о трамвайных остановках на совмещенном дорожном полотне, когда вагоны останавливаются посреди улицы, а пассажирам приходится переходить к ним через проезжую часть. Если на корме трамвая зажглась предупреждающая табличка «Внимание, пассажир», то владелец любого автомобиля, зафиксированного в движении рядом с этим трамваем, получит штраф в 1500 рублей.
Первая камера, фиксирующая такое нарушение, уже вошла в строй официально. Постановления в отношении водителей-нарушителей автомат (за подписью инспекторов ЦАФАП) выносит по статье 12.18 КоАП. Табло «Внимание, пассажир», которое должно зажигаться на корме остановившегося у остановки и открывшего двери трамвая, предусмотрено п. 14.6 российских ПДД. Однако основополагающий для водителей правовой документ не регламентирует его вид.
Заметим, что на части московских трамваев «Витязь-М» и «Львенок» установлено именно табло с надписью «Внимание, пассажир!», тогда как на вагонах других партий и моделей аналогичный указатель может гласить «СТОП» (в горящем или мигающем виде) либо отображать пиктографическое изображение человека. На основании этого часть пользователей соцсетей уже утверждает, что постановления с новых видеокамер можно будет обжаловать.
— Скорее всего, если обжалование будет в судебном порядке, суд примет во внимание отсутствие нормативов для такого указателя и отклонит жалобу об отмене постановления, — рассуждает юрист Алексей Голубев. — Что касается обжалования в тот орган, который вынес постановление, там, скорее всего, сочтут идентичность указателей очевидной даже если табличка не будет выглядеть именно как надпись «Внимание, пассажир!».
Правда, обжалование может помочь в ряде других — действительно неоднозначных — ситуаций, говорит собеседник «МК». Обжаловать постановление имеет смысл в ситуации, когда автомобиль стоит на светофоре или в пробке на трамвайной остановке (такая ситуация, например, может сложиться на Шаболовке или улице Орджоникидзе у пересечения с ТТК), а его догоняет трамвай. Который открывает двери и выпускает пассажиров в стоящий поток автомобилей.
«Очевидно, что тут будут спорные моменты, как и на пешеходных переходах, — подтверждает и автоэксперт Александр Шумский. — Например, когда трамвай подъезжает к остановке, а водитель его нагоняет, но пешеходов на проезжей части ещё нет. Если водитель будет подъезжать к трамваю на скорости, когда только загорается табло, то в случае попытки затормозить он может не успеть это сделать, где положено, и получит штраф».
В столичной ГИБДД отметили, что табло «Внимание, пассажир» эквивалентно красному свету светофора для водителей и обязывает их пропустить пассажиров. Как сообщил «МК» сотрудник подмосковного главка ГИБДД, единственный бесспорный способ защититься от подобных претензий — притормаживать перед трамвайной остановкой и не заезжать в ее зону (чаще всего она помечена зигзагообразной разметкой), если не уверены, что не встанете на ней.
Иными словами — к разметке трамвайной остановки стоит относиться так же, как к уже распространенной разметке «вафля» на перекрестках: не уверен, что «влезешь» в поток после разметки — не въезжай. То, что это увеличит пробки на светофорах еще приблизительно на 50 метров, кажется, никого не волнует.