Подготовлены изменения в существующие с 2015 года нормативы обеспечения новостроек парковочными местами. Меняется целевой показатель автомобилизации жителей столицы – с нынешних 350 до 257 автомобилей на тысячу человек. При этом ограничения города касаются только наземных стоянок, а вот подземные паркинги ничем не ограничены. Кроме, конечно, денежного вопроса: риелторы предполагают, что пригодными для автомобилистов теперь будут только дома класса «бизнес+» и более престижные.
Проект изменений в постановление правительства Москвы №945-ПП, который подготовили в Москомархитектуры, предполагает уход от единого по городу норматива минимальной обеспеченности стояночными местами. Теперь проектный минимум будет зависеть от удаленности от станции метро (МЦК, МЦД): тем, кто находится близко к станции, машиномест «полагается» меньше.
По расчетам ряда СМИ и риелторов, речь идет в среднем о сокращении минимума парковочных мест на 20%. Девелоперы смогут, таким образом, уменьшить себестоимость некоторых проектов: сейчас они вынуждены строить внушительные подземные паркинги, которые из-за стоимости машиноместа редко полностью раскупают. Даже сейчас, когда в большинстве районов возможность бесплатной парковки во дворе или на улице стала проблематичной.
— Очень распространенная ситуация: есть жилой комплекс, недалеко от метро, в нем построена подземная парковка в 3-4 яруса, — рассказывает риелтор Ольга Ильина. – При этом там масса свободных мест, можно взять их в аренду достаточно недорого. Именно потому что жители комплекса пока что обходятся без них, ставят автомобили на улице и во дворах.
Правда, применительно к уличной и дворовой парковке дело, кажется, «исправляют»: число машиномест на улицах, особенно бесплатных, с каждым годом снижается. А что касается дворов – по словам представителя одного из московских девелоперов, стандартом последних лет в проектировании становится двор без машин и практически без гостевой парковки. Именно в таком виде город согласовывает проекты в последнее время – плоскостные и в целом наземные паркинги решено в перспективе свести к нулю.
Таким образом девелоперы становятся перед дилеммой: уменьшать подземный паркинг, снижая таким образом себестоимость домов – или строить вдоволь парковочных мест. «Очевидно, в категориях вплоть до «бизнеса», который еще недавно назывался «комфортом», застройщик будет оптимизировать цену, потому что именно на цену ориентируются покупатели, — предполагает риелтор Ольга Ильина. – Достаточное количество парковочных мест будет в домах «бизнес-плюс» и выше, где за них готовы платить. Ведь под землю «закопают» и гостевую парковку, куда будет организован доступ по какой-нибудь системе пропусков, как сейчас в коттеджных поселках. А это деньги, причем как для девелопера, так и для хозяев квартир, которые будут платить взносы за этот гостевой паркинг».
Итак, в перспективе получается следующее: в Москве появятся районы, где владеть автомобилем технически возможно (подземный паркинг в домах присутствует), и такие, где это практически исключено (дворы без машин и почти полное отсутствие подземной парковки). Можно сказать – прямо как в 1950-е годы: тогда тоже строили немногочисленные гаражи при элитных новых домах, а где хранить технику обитателям домов попроще, никто не задумывался. Но тогда и машин был самый минимум – а вот потом пришла позднесоветская застройка, где такой сегрегации конструктивно нет. Чем обернутся нынешние парковочные нормативы – увидим уже довольно скоро.