Авторынок сдался китайским брендам
Статистика продаж новых автомобилей по первым двум месяцам 2023 года, которую ведет Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), показывает: революцию в продаваемых брендах можно считать свершившейся. Привычные уху российской автопублики европейские, японские и корейские марки потеряли почти все продажи с 2022 года, их место динамично заступают автомобили из Поднебесной. К чему в связи с этим готовиться — выяснял «МК».
Все, что происходило с авторынком в прошлом году, можно было назвать турбулентностью — санкции, поиски новой логистики, непонятная ситуация с расчетами и спросом не давали увидеть какой-то формирующейся картины. Однако сейчас дело принимает другой оборот — можно говорить о намечающейся стабилизации. Точнее, наверное, о том, что выжившие дилеры учатся (а кто-то и научился уже) комфортно себя чувствовать в отсутствие этой самой стабильности.
Авторынок с начала этого года подает признаки оживления — в феврале спрос на 29% превысил январский, было куплено почти 42 тысячи машин. Правда, и январские, и февральские цифры (всего 74,4 тысячи авто) на 62 — 63% ниже, чем во время ажиотажа в начале 2022 года: напомним, тогда даже до начала военных действий на Украине и западных санкций многие прогнозировали, что цены на новые авто продолжат взлет (что и произошло, причем намного сильнее, чем предполагалось).
Первый итог (он же самый ожидаемый) — на многие десятки процентов выросли продажи единственных оставшихся в производстве гражданских «нашемарок», то есть тольяттинских «Нивы» и «Гранты». Первая из них (машина востребованная в регионах, но в целом уже нишевая) набрала +80,7% к прошлогодним продажам (11,6 тысяч за два месяца этого года). А вторая — единственное на данный момент недорогое дорожное авто, которое можно купить в новом виде — продавалась более чем вдвое (+138%) эффективнее, чем в начале прошлого года.
— Тут я бы не стал говорить, что «Лады» в целом стали продаваться настолько ударными темпами, — пояснил «МК» специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. — Думаю, основная прибавка, из-за резкого роста цен, пришлась на вторичный рынок. Но что касается новых «Грант», тут сыграла роль приостановка производства других моделей АвтоВАЗа (таких, как «Веста»). Грубо говоря, и многие из тех, кто изначально нацеливался на «Гранту», ее купили, пусть и переплатив, и другие — намеревавшиеся взять «Весту» — остановились на «Гранте». Что касается роста «Нивы» — не забудем, что эти две модели «отдуваются» еще и за популярный год назад «Дастер».
Кстати, о «Весте» — она, в 2022 году по продажам (13 тысяч за два месяца) обгонявшая «Гранту», сейчас ей не конкурент (200 автомобилей по итогам февраля-2023, это 16-я позиция в рейтинге). За «Ладами» обеих актуальных на сегодня моделей начинается царство китайских авто: третье место по итогам февраля (по 2400 штук) делят Geely Coolray и Haval Jolion. Это автомобили похожего формата — компактные кроссоверы. И первый из них вырос за год по продажам почти на 200% — то есть втрое, с 1,4 до 4,4 тысяч проданных экземпляров.
— Интересна динамика, — комментирует Алексей Островский. — Помимо ценовой политики здесь, скорее всего, сыграли имиджевые различия. Haval год назад уже был достаточно популярен, его концепция была «стоит как недорогой автомобиль, выглядит как премиальный». А вот Coolray замещает почти полностью освободившуюся нишу корейских кроссоверов за разумные деньги — и его дизайн отсылает также к семейным и дамским машинам из Кореи. Отсюда и рост.
Впрочем, чемпионом по росту продаж — почти на 500%, то есть вшестеро — являются не эти две упомянутые марки, а FAW Bestune T77, выпускающийся в КНР с 2018 года. Правда, абсолютные цифры продаж невелики — в феврале этого года продано немногим более 300 автомобилей.
Концептуально же эта не столь уже молодая китайская машина — аналогична предыдущим описанным: семейный компактный кроссовер современного вида, то есть именно что народный автомобиль для среднего класса. К этому же классу принадлежит и единственная некитайская иномарка в рейтинге продаж за эти месяцы. KIA Sportage продался в феврале в количестве 400 штук, в январе было продано около 300 экземпляров. Это падение на 76% по сравнению с началом прошлого года (2,2 тысяч машин). Но по сравнению с другими бывшими бестселлерами — и это приличный результат: например, популярные в такси и каршеринге Skoda Rapid и WV Polo потеряли по 94% продаж.
— Что касается «Шкоды» и «Фольксвагена», удивляться не приходится, эти автомобили производились в России, сейчас производство прекратилось, и никакой параллельный импорт тут не поможет, — рассказали «МК» в сети автосалонов, занимавшихся до 2022 года европейскими и корейскими марками. — А продажи корейских кроссоверов все-таки идут, и тут работает именно параллельный импорт. Люди пока готовы переплачивать за привычный уровень качества: нельзя сказать, что китайские автомобили плохие, но у них еще не сформировалась репутация надежных.
По итогам 2023 года, как говорят опрошенные «МК» участники отрасли, сформировавшаяся структура лишь укрепится: на фоне «Лад» в бюджетном сегменте и китайских автомобилей в среднем цены на автомобили привычных автолюбителям иностранных брендов окончательно вытеснят их в премиум-класс.