Российский автопром поворачивает на Восток
После массового ухода с рынка зарубежных автоконцернов и остановки их российских заводов продажи новых машин в России за год сократились почти на 60%. Было продано чуть менее 700 тыс. авто. Не ожидают эксперты прорыва и в этом году: продажи в лучшем случае останутся на уровне прошлого года. В этой ситуации импортозамещение в отрасли становится задачей №1.
По подсчетам аналитиков, на конец 2022 года в России из 60 автомобильных брендов продолжили работу только 14. Из них лишь три — отечественные, остальные принадлежат китайским корпорациям.
В ситуации почти полного обнуления конкуренции со стороны западных концернов российский «АвтоВАЗ» становится главным производителем машин в России. Некоторую часть автомобилей компания будет собирать в Петербурге.
На прошлой неделе стало известно, что первая серийная машина Lada сойдет с конвейера бывшего завода Nissan (теперь это «АвтоВАЗ») в июне, а всего до конца года здесь будет выпущено 10 тыс. новых авто.
Поможет в реализации планов кооперация «АвтоВАЗа» с китайской компанией, название которой пока не раскрыто. В ближайшие 2-3 года производство вырастет в 3 раза, до 30 тыс. авто в год. Предположительно производить будут несколько моделей внедорожников и седан. Удастся ли довести бывший завод до его докризисных показателей выпуска, 100 тыс. машин в год, пока неясно.
Кооперация в Калининграде
Активную деятельность в области импортозамещения развивает еще одно крупное производство автомобилей — калининградский «Автотор». В середине апреля там началось промышленное производство машин бренда SWM, принадлежащего китайской Shineray Group. В Калининграде налажен выпуск трех моделей бренда: среднеразмерного кроссовера SWM G01, современного городского кроссовера SWM G01 F и полноразмерного кроссовера SWM G05 Pro.
Объемы производства пока не называются, известно лишь, что «Автотор» и Shineray собираются разработать план развития производства до 2032 года, который будет включать в себя расчетную оценку предполагаемых инвестиций на каждом этапе реализации проекта в период с 2025 по 2032 год.
Ранее «Автотор» объявил о сотрудничестве с еще одним китайским автопроизводителем — крупной государственной автомобильной группой BAIC. В Калининграде теперь выпускается одновременно две модели бренда: пятиместный кроссовер BAIC X35 и седан с атмосферным 1,5-литровым двигателем BAIC U5 plus.
Сейчас производство осуществляется в режиме промышленной сборки на базе сваренного и окрашенного кузова с частичной локализацией компонентов первого уровня. На основании достигнутых договоренностей на первом этапе прорабатывается план локализации таких компонентов, как аккумуляторные батареи, стекла, бамперы, бачки омывателей, диски и шины, сиденья, выхлопные системы. С 2024 года планируется наладить производство по полному циклу со сваркой и окраской кузовов с последующей локализацией лакокрасочных материалов и штамповки.
Машины маршала
Еще один проект в области автомобилестроения собираются реализовать в Новгородской области. Один из резидентов местной особой экономической зоны «Новгородская», компания «Маршал ФТ», собирается наладить выпуск автомобильных фильтров.
На первом этапе предприятие воспользуется арендованным производственным корпусом площадью 2,5 тыс. м2 и одновременно начнет строить собственный цех в 2 раза большей площади.
Статистика автопроизводства
По данным Росстата, в марте в стране было выпущено 32,6 тыс. новых легковых авто, что на 20,3% меньше, чем в марте 2022 года. Всего же в первом квартале 2023 года объем производства новых автомобилей составил 86,4 тыс. единиц. Это на 64,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.