После того как куча европейских и азиатских производителей всего и вся попросту кинули своих российских контрагентов, импортозамещение стало у нас мучительно-вынужденным трендом. Особенно сильно от великого исхода иностранных поставщиков пострадал российский автопром. Владимир Путин поручил правительству принять меры к исправлению ситуации.
На протяжении почти 20 лет российская автомобильная промышленность развивалась как неотъемлемая часть мирового автобизнеса. Но теперь придется научиться самим делать все, что нам нужно, и не зависеть от капризов иностранщины. За прошедший год много чего было сказано на эту тему чиновниками и экспертами. А сейчас еще и Владимир Путин поучаствовал в деле спасения российского автопрома: поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей, используемых при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси и услуг каршеринга». И доложить к 1 августа — что тому удастся «рассмотреть».
Идея понятна: надо стимулировать производство как можно более российских по своему происхождению машин у нас в стране. Например, искусственно подняв на них спрос со стороны корпоративных покупателей — таксомоторных и каршеринговых компаний. По разным оценкам, таксомоторный бизнес России располагает примерно 440 000 машин. Каршеринговых авто порядка 50 000. В сумме около полумиллиона. Заставить таксистов и каршеринг разом пересесть на отечественное — заманчивая идея: то-то порадуется наш автопром!
Но в этой красивой истории (как всегда, впрочем) присутствует несколько моментов, которые делают ее достаточно утопичной, назовем это так. Начнем с того, что требовать определенный уровень локализации той или иной категории машин можно лишь тогда, когда есть физическая возможность его обеспечить. На данный момент более-менее пристойной степенью локализации обладает продукция «АвтоВАЗа» — что-то на уровне 70% в среднем по модельному ряду. Ну, и еще Haval благодаря наличию собственного сборочного завода в России. Эти «китайцы» потихоньку подбираются к уровню локализации 50%. Все остальные наши предприятия, выпускающие легковушки, подходящие для работы в такси и каршеринге, на данный момент занимаются по факту отверточной сборкой поступающих из Китая машинокомплектов. То есть в их отношении понятие «локализация» применимо лишь к форме надежды на достаточно отдаленное будущее. Которое у нас сейчас весьма туманно по геополитическим причинам. Производственные возможности «АвтоВАЗа» и Haval вполне могут закрыть потребности в локализованных такси и карш-мобилях. Тем более ежегодно для обновления их парков требуется суммарно не более 100 000 автомобилей. Любопытный нюанс: как показала практика, клиенты-пассажиры такси и карша отнюдь не жалуют продукцию тольяттинского автозавода. Им подавай иномарки! Ни в какую не хотят ездить на исконно-посконном! И что с этим поделать, спрашивается?! Все взвалить на единственную подходящую марку, китайскую? Искусственно сделать ее эксклюзивным поставщиком ТС для целой транспортной отрасли?! Не больно жирно-то будет, а?!
Кроме того, Минпромторг определенно собирается изменить критерии локализации автомобилей. До сих пор упор в этом смысле делался, грубо говоря, на изготовлении на российской территории кузовов, их штамповке, сварке, окраске. А в ближайшем будущем степень локализации начнет считаться преимущественно по степени российскости двигателя, трансмиссии, узлов ходовой части, электроники. После этого и у моделей Haval наверняка обнаружится вопиюще низкое содержание отечественных комплектующих.
Создавать (зачастую с нуля) национальную промышленность автокомпонентов — дело десятилетий и триллионных инвестиций. Импортозаместиться по-быстрому не получится. Хотя бы из-за нехватки компетенций в организации множества узкоспециализированных производств. Изготовление какой-нибудь маленькой (но позарез необходимой!) железяки, применяемой тем же «АвтоВАЗом» в одной из своих моделей, скорее всего, рентабельным не будет. Вот если бы аналогичного назначения железяки шли на конвейеры половины автозаводов мира, обеспечивая объемы выпуска, тогда бизнес приносил бы прибыль. Собственно, по такому принципу работает вся мировая отрасль автокомпонентов. Ну а перед Россией сейчас фактически встала задача соорудить наш суверенный клон, своего рода местечковый аналог всемирного конгломерата. И вот решать ее власти пытаются в том числе через повышение уровня локализации автомобилей такси и каршеринга?! Ну-ну… Скорее всего, подобная затея на практике сведется к чему-то вроде технологии наклеивания отечественных шильдиков на поступающие из все того же Китая комплектующие — электронику, узлы, агрегаты и прочее. Уж эту-то технологию в России освоили в совершенстве.
Но кому какое дело до того, что локализация выродится в маскировку «китайщины»? Президент поручил за пару месяцев устроить полную локализацию в отдельно взятой транспортной отрасли! Значит, придется выполнять приказ. Как умеем. Не зря же Россию называют «родина слонов». С этими существами главу государства в августе и познакомят.