Владимир Путин поручил российским чиновникам обратить наконец серьезное внимание на автомобилестроительную отрасль. Беспокойство президента России очень даже понятно: эта сфера промышленности мало того, что является системообразующей, так она еще и одна из самых технологически сложных и наукоемких. Портал «АвтоВзгляд» углубился в тему, поднятую в очередной раз главой государства.
Российские чиновники, переняв манеру работать у позднесоветских аппаратчиков, виртуозно научились делать только одно дело — имитировать работу в поте лица. Их девизом вполне могли бы стать слова завхоза Бубенцова из опять-таки советского фильма: «Я вам так скажу: по-моему, где бы ни работать, только бы не работать. По этому вопросу все».
УКЛАДКА АСФАЛЬТА В ВОДУ
Два года назад мировые автомобильные концерны снялись с российского экономического пространства, как перепуганные выстрелом утки с озера. Тогда вопрос перед нашей страной стоял только один — выжить. Владимир Путин признал, что автомобильная промышленность стала одной из самых пострадавших от санкций отраслей.
Однако совместными усилиями героический АвтоВАЗ и китайские дружественные компании кое-как заткнули потребительскую дыру, не дав тотальному дефициту легковушек захлестнуть страну. Да, все делалось в режиме форс-мажора, наспех, без какого-то плана. Примерно так заделывают на наших дорогах обнаружившиеся весной ямы: засыпают свежий асфальт прямо в стоящую там воду. Ненадежно, недолговечно, зато быстро. Но период затыкания дыр уже кончился — рынок не обрушился. Казалось бы, пришла пора оценить причины провала и постараться больше не допустить возникновения подобных ситуаций в принципе. Но складывается впечатление, что глава Минфина г-н Силуанов и глава Минпромторга г-н Мантуров донельзя всем довольны.
Тем, например, что единственный не прекращавший работы иностранный завод по-прежнему занят крупноузловой сборкой. И тем, что на брошенных предприятиях, нашедших новых хозяев, главным инструментом является отвертка, а не штамповочные, сварочные, сборочные и покрасочные линии. Ну и тем, что необходимые автопрому как воздух электронные системы снова закупаются за рубежом — разве что не в Европе и Японии, как раньше, а в Китае.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГРАБЛЯМ
Понимание того, что воленс-ноленс развивать надо собственную технологическую базу, пришло полтора десятилетия назад. Именно тогда родилось принуждение производителей автомобилей и компонентов к организации производства по полному циклу на российской территории. Ничего путного из этого не вышло, поскольку вся локализация свелась к банальному очковтирательству.
Западные комплектующие как шли из-за рубежа, так и продолжали идти. Только по прибытии на место их аккуратно переупаковывали в отечественные коробочки и представляли в качестве отечественного продукта. Неудивительно, что с введением строгих санкций автопрому пришлось откатиться на уровень прошлого века — к стандарту «Евро-2» и к машинам без ABS и ESP.
Считается, что нельзя вступить дважды в одну и ту же реку. Российские дельцы от автомобилестроения с блеском доказали: можно. Вместо того чтобы развивать собственное производство автокомпонентов, они отправились в очередное путешествие по граблям. Заявленные стартапы вроде калининградского «Автотора», призванные наладить собственное высокотехнологичное производство, или пробуксовывают, или по-тихому отказываются от заявленных целей — по крайней мере, реальных результатов от их работы пока не видать.
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ
Еж — птица гордая, пока не пнешь — не полетит. Как всегда, пнуть пришлось президенту РФ. По итогам пленарного заседания «Сильные идеи для нового времени», состоявшегося в рамках Петербургского международного экономического форума-2024, он дал поручение премьер-министру Михаилу Мишустину подготовить при участии правительства Санкт-Петербурга, правительства Ленинградской области и правительства Калужской области предложения о создании автомобилестроительного кластера в срок до 1 августа 2024 года. Мощности по производству автомобилей и автокомплектующих сконцентрированы на территории именно этих регионов.
Чиновничество отреагировало мгновенно. Еще чернила не просохли на президентском поручении, а власти Санкт-Петербурга уже заявили, что рассчитывают в 2025 году вернуть объем производства в автомобильной промышленности города к уровню 2021 года. Это замечательно, коли вернут. Вопрос — в каком виде? Опять как крупноузловую сборку из полностью китайских компонентов? А оно кому-то надо?
Понятно, что наказ Владимира Путина нерадивые исполнители постараются спустить на тормозах, ибо работать никому не хочется, а денежки и так в карманы текут. Но очень хотелось бы надеяться, что на этот раз саботаж не пройдет, что отечественное автомобилестроение получит необходимое развитие и выйдет наконец на мировой уровень качества.