Старые автомобили, многие из которых считаются раритетами или просто «игрушками для взрослых», становится все труднее приобрести из первых рук. Об этом сообщают «МК» и сами коллекционеры, и специалисты по подержанным авто. Причина этого — активность сборщиков и приемщиков металлолома: они предлагают хозяевам и наследникам «автохлама» самые необременительные условия (документы не нужны), а попавшую в поле зрения «четметчиков» машину коллекционеры могут выкупить лишь за двойную — тройную цену.
Еще несколько лет назад автоколлекционеры и посредники, специализирующиеся на авторетро, вручную «прочесывали» сельские сараи и огороды, опрашивали жителей поселков и малых городов — кто знает или видел стоящие без надобности старые машины. Сейчас, как рассказали «МК» энтузиасты и профессионалы автостарины, это стало практически бесполезным.
— Буквально лет семь-восемь назад по городу еще ездили несколько классических «Москвичей», — говорит Алексей, автоколлекционер, живущий в одном из райцентров Ярославской области. — Сейчас они все уже переплавлены «на гвозди»: их попросту сдали в металлолом. И не слушали никаких уговоров: не хотим возиться с оформлением, да и все.
Действительно, за последние годы приемщики черного и цветного металла освоили новый сектор «рынка»: они уговаривают владельцев старых машин продать свой «хлам» на вес. Сейчас, по словам приемщика из Ростова Ярославской области, автомобиль можно сдать примерно по 15, в некоторых случаях до 20 рублей за килограмм. Следовательно, речь идет примерно о 20—25 тысячах рублей за автомобиль, не более того.
— Это дешевле, чем тонна чистого лома, да, — пояснил приемщик. — Но в автомобиле много лишнего, неметаллического, что нам не нужно.
Многие машины, по словам приемщика, заезжают «в чермет» своим ходом, они вполне комплектны. Но продать их хозяева не пытаются: обычно речь идет о технике без корректных документов (например, двигатель когда-то давно поменяли на другой, а документов на новый агрегат не существует; или от времени утрачены идентификационные таблички, или не читаемы выбитые номера). Либо — это машины, которые принадлежали уже умершим людям, а оформлять наследство родственники не могут или не желают.
— Сдал «Запорожец» в металлолом, доехал своим ходом, — рассказывает житель Богородского городского округа Подмосковья Семен Львовский. — Другого варианта особо не было: кузов прогнил, дед в нем чуть ли не курей держал. Возиться с наследством ради тех же 20 тысяч? Неинтересно.
— Вообще-то для таких случаев существует такой вид автобизнеса, как разборки, — напоминает специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. — Но сейчас они в глубоком кризисе, если не сказать хуже: у большинства проблемы с землей, соседями, постоянное внимание правоохранительных органов. У приемщиков лома, в принципе, издержки те же самые, но они давно научились ладить с полицией, это настолько «серый» бизнес, что почти «черный». Разборки изначально заметно «белее», да и операционных издержек у них больше: автомобили нужно кому-то собственно разбирать. А металлоломщикам это не нужно: выдрать все лишнее и сплющить металл в кубик гораздо проще и не требует знаний.
При этом, как рассказал коллекционер из Ярославской области, приобрести уже купленную приемщиками металлолома машину вполне возможно — только уже далеко не по той цене, по которой ее продавали. Вместо 15—20 рублей за килограмм «черметчики» просят у покупателя 45—50 рублей. Таким образом, цена «спасенного» со свалки экземпляра уже запросто превысит 50 тысяч рублей.
И это, напомним — автомобиль без документов (о них за отдельную плату и совсем без гарантий придется договариваться с бывшим владельцем или наследниками). И, возможно, со снятыми ушлыми металлоломщиками наиболее ценными деталями. Но вариантов нет: даже у въезда на приемку, если попытаться уговорить владельца не отдавать «ласточку» в переплавку, к коллекционерам подойдут сотрудники приемки и не слишком вежливо попросят удалиться. «Это уже наша добыча», так сказать.
— Вообще-то и сборщики металлолома должны требовать у хозяев документы на автомобиль, — отмечает Алексей Островский. — Но почему-то этого не происходит.
Возможно, все дело в том, что при провозглашенной политике сокращения и омоложения автопарка государству даже выгоднее, чтобы «автохлам» не возвращался к жизни и не служил донорами для коллекционеров — а именно что отправлялся в переплавку. А интересы энтузиастов никто защищать не обещал — так что теперь им приходится самостоятельно учиться отбивать «корм» у сборщиков металла.