Автобусы стали одним из факторов риска в городском дорожном движении — об этом все чаще заявляют участники автомобильных групп в социальных сетях. Движение с довольно высокой (40 — 60 км/ч) скоростью в крайне правой выделенной полосе, резкие маневры вне выделенных полос — это два основных нарекания, которые предъявляют к водителям городских автобусов не только автомобилисты, но и пешеходы.
Чем вызвано, по распространенному эпитету, «оборзение» водителей общественного транспорта, «МК» пояснил Павел Карташов, инструктор по вождению автобусов с многолетним стажем.
— Во-первых, нужно отметить, что гоняют потому, что могут, — говорит собеседник «МК». — Тяговооруженность современных городских автобусов такова, что позволяет динамично разгоняться и достигать скоростей далеко за 80 км/ч, тогда как легендарный «ЛиАЗ-677» не может быстро разогнаться даже до городских скоростей. Крейсерская скорость старых автобусов — 40, не больше.
Вторая причина высоких скоростей автобусов — необходимость соблюдать график на фоне городских заторов, подчеркнул инструктор. Выделенные полосы неизбежно пересекают выезды, перекрестки — в этих местах они перестают быть собственно выделенными и порождают пробки, которые автобус преодолевает с запозданием на 5 — 15 минут от графика. Отсюда и стремление «нагнать».
— Что касается выезда из выделенных полос, здесь есть нюанс, — отметил Павел Карташов. — По правилам автобус может двигаться по «выделенке» только в маршрутном рейсе, а в так называемом «нулевом’, или при служебной развозке сотрудников, должен ехать вне выделенной полосы. Конечно, не все это правило соблюдают, но вообще за это могут выписать штраф с камеры.
У каждого водителя городского автобуса есть опыт ошибочных штрафов за движение по выделенной полосе, говорит собеседник «МК». Вот только при маршрутной поездке такой штраф можно легко оспорить, а если рейс служебный — платить придется.