Приехав в город к началу учебного года, многие отпускники и дачники испытывают сейчас не самые приятные ощущения: коммунальщики как раз заканчивают переразмечать многие улицы и дворы. И внезапно: где были «по жизни» две полосы, осталась одна, зато строго по ГОСТу. Где много лет было пять «стихийных» машиномест, стало два «официальных». Дилемма «шашечки или ехать» (новации в такси тоже, кстати, сюда относятся) окончательно решается в пользу «шашечек». Потому что по-другому государство не может.
Сельскохозяйственная улица: тут из двух полос движения метров по шесть шириной (на обочине раньше стояли троллейбусы, здесь была конечная 48-го маршрута) сделали две же — но «по уставу», меньше трех метров. Остальное пространство ушло на парковочные места (ей-ей, будут платные уже скоро) и на метровую заштрихованную «разделительную полосу» посреди дороги.
Пока этого обустройства не было, поток здесь ехал из Отрадного и новых кварталов Ростокина на проспект Мира — двумя рядами в одну сторону. Сейчас, конечно, все будет «вглухую стоять», зато без такой «неаккуратности», как езда в две машины по одной полосе.
Чуть раньше — в середине лета — аналогичную операцию проделали на Живописной улице в Щукине: посередине проезжей части появилась метровая заштрихованная линия, заезжать на которую — тяжкое нарушение ПДД. А на противоположном от Сельскохозяйственной улицы конце города прямо сейчас доделывают благоустройство Чертановской улицы, где убрали «неуставные» развороты через трамвайные линии и опять же искусственно сузили полосы.
Происходит это, прямо скажем, не первый год (до этого «оплакивали» таким же образом отреформированные улицы Костикова и Мусы Джалиля). И не только в столице: например, очень многие старые узкие трассы, такие как Ярославское шоссе в районе Переславля, когда-то были трехполосными (с переходной — то туда, то сюда — обгонной средней полосой). А сейчас — уныло размечены сплошной линией по одной полосе в каждую сторону с асфальтированными (подарок от бывшей средней полосы) обочинами.
Почему это делается — есть три ответа. Официальный: есть ГОСТы, есть правила, есть экспертно обоснованные гайдлайны, есть, наконец, госпрограмма по снижению аварийности и смертности на дорогах, в рамках которой считается обоснованным и даже необходимым «успокаивать» трафик. Раньше ездили без четких правил и разметки — было жертв больше, мы сделали вот так — жертв, надеемся, будет меньше.
Конспирологический ответ тоже несложный. Злокозненным «им» нужны штрафы и чтобы люди меньше ездили на машинах. Тут всуе поминают Римский и Бильдербергский клубы, мировую закулису и грядущий шеринговый ГУЛАГ. Мол, слишком люди разъездились, вот «они» людей и стараются ссадить с автомобилей.
А есть и третье объяснение. Куда проще и куда печальнее. Похоже, мы пришли к такому положению дел, что доверять друг другу как-то перестало получаться. Возьмем все те же широкие полосы движения, которые заштриховали «по ГОСТу». Ведь когда их такими рисовали с полвека назад, мысль была такая: водитель — человек разумный (ПДД учил, с инструктором ездил, экзамены сдавал, машину бережет), поэтому и без разметки на рожон не полезет. Мимо стоящих троллейбусов протиснется, а, как это сейчас называется, «хасанить», бортами прижимаясь к соседям и рыча при этом мотором, не будет.
А сейчас — можно посмотреть любой телеграм-канал с видеоподборками ДТП и просто опасных моментов на дороге. Взглянешь на то, что вытворяют буквально все категории водителей — от пресловутых самокатчиков до шоферов строительных самосвалов и автобусов… И совершенно непонятно, как в таких условиях хоть кому-то можно доверять? Да здесь нужно антивандальные бетонные стены вкапывать между полосами, а не разметку рисовать!
Или во дворах: одно дело, когда жители паркуются как попало, но оставляют при этом место для прохода в сквер мам с колясками. Другое — когда никакого прохода не оставляют, плюют на вежливость и уходят. В старые времена тем, кто нарушал такие неписаные правила, могли вежливо спустить шины (или там положить кирпич на капот, подложив бумажку: прозрачный намек). Сейчас предпочитают открыть мобильное приложение и оформить анонимную жалобу — мол, штраф нарушителю придет, а мы и ни при чем.
Могла ли мама Малыша из книги о Карлсоне, которая увещевала сына, что «все споры можно решить словами», подумать, что все споры через полвека будут норовить решить не столько словом, сколько жалобой начальству? Мы предпочитаем отказываться от самостоятельной коммуникации с соседями по двору, дороге, тротуару, трассе (а осторожный обгон — ведь тоже коммуникация! сколько нужно учесть, со сколькими водителями скоординироваться условными знаками!). И внезапно оказывается, что вместе с коммуникацией мы отказываемся и от свободы принятия решений.
Упираясь в «тупые и дебильные» запреты, разметки, ограничения, мы редко вспоминаем, что, в общем-то, сами призвали их на свою голову. А разве нет? Ведь хотели же мы, много лет хотели, требовали, добивались того самого «порядка, основанного на правилах». А над «понятиями» — смеялись. Ну так ведь получили ровно то, что хотели: государство честно постаралось внедрить такие правила, чтобы гарантировать минимум в любых условиях. А чтобы правила выполнялись, повесило везде камеры.
И теперь — тут пример уже не из автодорожной сферы, но какая разница — с сегодняшнего дня в поездах дальнего следования запрещено играть на музыкальных инструментах. А вокруг «правила нижней полки» — когда именно и на какое время ее обитатель обязан давать верхним пассажирам место у столика — ломают копья второй год. Тогда как полторы сотни лет до этого никаких правил на этот счет не было. Люди как-то договаривались между собой.
Договаривались — но сейчас, похоже, окончательно разучились. И вот это, кажется, штука пострашнее ядерной войны.