mkruНовости

Из-за роста цен россияне перешли на групповые закупки бензина

Ценники на АЗС пришли в движение после более чем годовой паузы: теперь дорожают не только незаметный большинству «легковых» автомобилистов дизель, но и все распространенные сорта бензина. 50-рублевую планку штурмует «простонародный» 92-й — выбор владельцев старых машин и самых экономных; а еще недавно топтавшийся возле этого уровня 95-й уверенно пошел вверх и может вскоре подпереть 60-рублевый рубеж. Это заставляет водителей вспоминать навыки выживания из 90-х и придумывать новые.

На дорогах появляются странные сооружение из контейнеров и еще советских раздаточных колонок

Игра с ценами получается сложная: начинается с биржи (на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 24 июля 92-й подорожал до 64 879 руб. за тонну, 95-й — до 69 925 рублей). Рекорды цены фиксируются практически ежедневно. Эти цены практически равны нынешним розничным в недорогих регионах центра России: 47,36 руб. за литр 92-го и 51,04 за литр 95-го. С учетом наценки за перевозку и услуги АЗС так и получается, что литр 95-го вскоре будет стоить чуть меньше 60 рублей.

«Все равно ездить не бросим»? С одной стороны, для профессионалов именно так: подорожание топлива просто включается в тариф. Правда, некоторые из перевозчиков могут уйти с рынка, оказавшись между молотом растущих цен на технику и топливо и наковальней приемлемых для потребителя тарифов, — но это, в конце концов, детали.

А вот те, кто покупает бензин на свои и ездит сам, задумываются об альтернативах. Наиболее очевидная (и опробованная уже несколько лет назад) — каршеринг в его изначальном значении, то есть поездки нескольких человек в одной машине. Или бригада из одного района едет на вахту в столицы, сбрасываясь на бензин; или случайные люди находят друг друга через специальное приложение — главное, что вместе ехать получается не так разорительно.

…Анатолий, житель Ярославской области, нашел применение обычному прицепу к легковому автомобилю: после начала роста цен на бензин он создал с друзьями и соседями своеобразный механизм коллективных закупок топлива. В прицеп влезает, не привлекая внимания ДПС, четыре обыкновенных металлических бочки из-под горюче-смазочных материалов. Постоянно ездя по работе в Костромскую область, где на некоторых заправках бензин на два рубля дешевле, чем дома, он привозит за рейс более полутонны топлива. Не только и не столько себе, сколько для «сообщников». Экономия — около 2000 рублей с рейса: вроде бы, если разложить на четверых-пятерых участников «кооператива», немного, но зато это не просто дешевое, но и проверенное (в отличие от безымянных и вечно пустующих районных АЗС) горючее.

Дальнобойщикам и ездить специально никуда не надо: выбирай, какая заправка на маршруте дешевле, а «бочка», причем весьма вместительная, и так с собой. Но повышение цен заставило и профессионалов маневрировать: в последние недели нередко на трассах видишь очереди из фур к определенным заправкам. Причем очереди, с которыми АЗС конструктивно не справляются: несколько большегрузов стоят на «аварийке» перед въездом на заправку. Еще недавно в таких случаях водители просто ехали дальше, до следующей АЗС; а сейчас нет — следующая будет другой сети, а там или дороже, или не принимают талоны «нужной» системы.

Своеобразный ренессанс в связи с ростом цен на бензин получили все-таки и те самые «серые» заправки, где раньше уважающий себя владелец иномарки останавливаться не рисковал: мало ли что зальют. И впрямь: едешь «посреди ничего», видишь

в большом селе (даже не райцентре) указатель на АЗС — куда-то в сторону от дороги. Смеркается. Километр по отменно калиброванным ухабам — и вот оно, странное сооружение из контейнеров, бывшего газетного киоска и раздаточных колонок времен еще советского бензинового дефицита.

Зато… цены на 95-й как в «брендовых» местах на 92-й, а последний и вовсе идет по ценам трехлетней давности. Берем? Еще недавно было бы страшно, а сейчас начинаешь думать: написано же, что бензин той же федеральной компании, что на своих заправках торгует дороже… Ну, раз тот же, так, может, и не страшно… А, наливай до полного! Особенно если машина уже старенькая и неприхотливая к топливу.

До чего мы еще не дошли на этом витке истории? Например, до импровизированных заправок в виде припаркованных где-то в кармане у трассы бензовозов. Водители со стажем их неплохо помнят, повывелись такие заправки лишь в начале 2000-х, а все девяностые исправно снабжали горючкой автолюбителей. Выглядело это так: подъезжаешь к «просто так припаркованному» бензовозу, подзываешь водителя, называешь марку бензина и объем, платишь деньги и прямо из бочки получаешь продукт.

Многие, кстати, считали, что это надежнее, чем обычные заправки, по крайней мере эффекта «мути и взвеси со дна» после заливки топлива, как на классических советских АЗС, там не было. А взвесь была реальной проблемой: заправщицы иногда даже по доброте душевной говорили водителям: мол, бензин есть, только налили… но подождите часок, сейчас заправляться не советую!

Еще лет пятнадцать назад даже в Москве в этом смысле машина была не роскошью — можно было пользоваться ей, даже имея в кармане всего-то разменные 200–300 рублей. В случае чего нальешь 5–10 литров еще на один день езды; а не рассчитал — «припарковался», оставшись без бензина, почти у любого тротуара. Сейчас ни то, ни другое немыслимо — ездя на автомобиле, привыкаешь к тому, что разменной купюрой стала тысяча. Притом что порядок зарплат — в отличие от цен — изменился с тех пор не слишком.

Иногда кажется, что именно это — превращение автомобиля из средства передвижения обратно в роскошь — и есть основная цель того, что происходит на топливном рынке. Потому что при всех остальных вариантах целеполагания — в нефтяной (и отрезанной от многих рынков сбыта) державе можно было бы сдерживать цены на топливо, сохраняя его доступным.

Show More

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button