Подержанные автомобили вновь пошли в «рост» — и по цене (что, впрочем, не прекращалось в последние годы), и по цифрам продаж. Продажи б/у машин в июле этого года достигли пика по отношению и к июню, и к прошлому году. При этом больше всего было продано архаичных по нынешним временам «Жигулей» — ВАЗ-2107. Снятых с производства еще в 2012 году! С чем связан неожиданный ренессанс модели, которую в Москве (но не в регионах!) давно списали со счетов — выяснял «МК».
Всего в июле 2024 года в России, согласно статистике «Автостата», было продано 546,2 тысячи подержанных легковых автомашин (это почти на 10% больше, чем в июне, и на 6,7% выше, чем в июле прошлого года). Возможно, в августе этот рекорд будет побит — по крайней мере, в 2023 году пиковым был именно последний месяц лета. Причем, как подчеркивают в агентстве, сжатие рынка б/у автомобилей, которое продолжалось с прошлого года, прекратилось: он снова растет.
— Причины, по которым ситуация изменилась, очевидны, — рассказал «МК» эксперт по подержанным автомобилям и их обслуживанию Алексей Островский. — Авторынок, что называется, оформился и опомнился от шока прошлых двух лет. Покупателям стали понятны контуры новой ситуации, ясно, чего ожидать и на что рассчитывать. А желание обновить свой автопарк, «проапгрейдить» его — есть и будет всегда.
Некоторые из обладателей автомобилей некогда привычных европейских и японских марок морально подготовились к замене их на китайские бренды — благо, с ними тоже стало понятнее, чем еще год назад — и выпустили часть своих «ласточек» на вторичный рынок, пояснил Островский. Другие пытаются выгадать, поменяв одни подержанные машины на другие — с повышением класса или улучшением состояния.
— Один из моих клиентов, например, несколько лет искал замену старенькому компактному внедорожнику: ситуация была непростая, поскольку это инвалид первой группы, без левой ноги, ему требовалась строго автоматическая коробка передач и хороший кузов. За это он был готов поступиться классом автомобиля и престижностью марки, а вот лишних денег у него, поскольку клиент из регионов, категорически не было. В результате в этом году он решился поменять свой «джип» на компактную легковушку корейской марки, хорошо себя зарекомендовавшую когда-то на нашем рынке. Конечно, все-таки пришлось доплатить за лучшее техническое состояние, но доплата составила около 200 тысяч рублей, сейчас это немного.
При этом, судя по статистике, больше всего на вторичном рынке продается все-таки «нашемарок» — в этом смысле мегаполисы, где ситуация давно изменилась, не делают погоды. И вот уже шестой месяц подряд в продажах лидирует… ВАЗ-2107, последняя из заднеприводной серии «Жигулей», берущих начало от Fiat-124 шестидесятых годов! Она ненамного, но обходит куда более практичных «корейцев», собранных в России и массово применявшихся еще недавно в такси и каршеринге.
— С одной стороны, для тех, кто привык к европейским, японским и даже корейским автомобилям, «семерка» это вообще не машина, — рассуждает эксперт. — Но спрос на «жигули» действительно устойчив, и прежде всего в силу доступной цены. Пожалуй, это сейчас единственный вариант, который в почти безупречном состоянии по кузову можно приобрести за 200 тысяч рублей без неприятных сюрпризов с документами. За это их и берут неприхотливые автомобилисты.
— У «семерки», в принципе, есть и свои достоинства, — рассказывает хозяин московского автосервиса Сурен Баблоян. — Во-первых, это ремонт в каждом гараже и в том числе своими руками: ничего сложного, инструмент доступный, любой разбирающийся в технике сосед это умеет, подскажет. Во-вторых, дешевые запчасти, которые не надо искать, есть в любом магазине. Это же не москвичи покупают, а регионалы, там до сих пор много магазинов запчастей на ВАЗ. Ну и, наконец, это машина, в которой просто нечему ломаться, по большому счету.
Речь идет о том, что в старых «жигулях» (а самой молодой машине этого семейства уже 12 лет!) почти нет, по современным меркам, бортовой электроники — от медиасистем до «Глонасса», подчеркнул сервисмен. Нет и CAN-шины, которая не позволяет без программирования контроллеров установить в машину постороннюю электронику. Полная механика, что в нынешних условиях многими расценивается как достоинство.
Добавим, что «семерка» сейчас оказывается самой доступной из заднеприводных автомобилей — а именно такие нужны энтузиастам дрифта и некоторых других видов автомобильного экстрима. Дешевая, простой конструкции машина, допускающая легкие «шалости» спортивного толка — кажется, это вполне прозрачный ответ на вопрос, какая машина нужна автолюбителям с «активной жизненной позицией». Правда, вряд ли в нынешних условиях кто-то ринется удовлетворять этот запрос. Остается, стало быть, вторичный рынок.