Нехватка парковочных мест во дворах и дороговизна их в специальных паркингах заставили автомобилистов вспомнить о механизированных многоярусных стоянках — они же подъемники. Такой агрегат напоминает подъемник на автосервисе, но рассчитан на ночную парковку автомобилей. Они бывают наземные и подземные (где автомобиль нижнего яруса хранится под уровнем асфальта и «выезжает» по требованию). Можно ли внедрить такое усовершенствование в московском дворе или гараже — выяснял «МК».
На фоне нынешних цен на покупку «несносимого» машиноместа (в дорогих районах — и десять миллионов не предел!) логика понятная: если купить, так использовать в два раза эффективнее. Например, «для себя» и «для нее». Или «на каждый день» и «для катания по выходным». А тут как раз и решение соцсети подкидывают: эффектно поднимающиеся и опускающиеся площадки-подъемники.
Вообще-то этой технологии уже примерно сто лет. Она ровесница массовой автомобилизации в самой индустриально развитой стране ХХ века — США. Известны рекламные проспекты многоярусных, высотой с многоэтажный дом, «карусельных» подъемников для машин: водитель подходит, нажимает кнопку, и автомобиль к нему подъезжает, как на колесе обозрения. Оно, конечно, расход электроэнергии немалый — но зато крайне эффективное использование площади: такую «карусель» можно приставить к обычному жилому дому в 5 — 9 этажей с глухой стеной и получить машиноместа для половины жителей. Причем без всяких дополнительных подземных работ.
Нынешние подъемники, предлагаемые на рынке, проще — обычно от двух до шести машиномест. И ценой (за двухместное изделие) — около 500 тысяч рублей. Вариант, казалось бы. Однако сами поставщики этих изделий признаются: это решение предназначено прежде всего для коттеджных поселков, а вовсе не для городских домов.
— Заказчики почти исключительно из ИЖС (индивидуальных жилых домов), — рассказал Алексей, менеджер компании по продаже и установке парковочных подъемников. — Вообще, конечно, технически ничего не мешает сделать это в городе, но пока такого проекта у нас не было, только звонят, прикидывают, но потом пропадают.
По словам собеседника «МК», с технической точки зрения для установки подъемника обычного типа (не погруженного в землю) нужна лишь бетонированная площадка, рассчитанная на размещение там общего веса приблизительно в 5 тонн. Это далеко не рекордные показатели для бетона, поэтому при соблюдении технологии безопасность гарантируется. А вот если говорить о многоярусных паркингах — подземных или надземных — там для подъемника требуется усиление конструкций в процессе строительства. А значит, размещение таких устройств в многоэтажных паркингах невозможно.
— Но главное — юридический вопрос, — отмечает менеджер. — Прочная связь с землей — критерий капитального строения в действующем законодательстве. А значит, для установки подъемников нужно получать разрешение. И еще остается вопрос собственности на землю: даже начинать разговор о такой парковке можно только, если земля под ней оформлена в общедолевую собственность.
Механизированный паркинг, таким образом, может быть лишь общедомовым (и в этом случае возникает вопрос о регулярной оплате его техобслуживания — парковка начинает стоить денег для жителей дома). Или частным — на территории индивидуального дома, то есть на даче, в деревне или коттеджном поселке. Но вполне возможно, что по мере усиления дефицита парковочных мест многое поменяется.