Новости

Автомобили Lada ограничили в цветах: сказалась нехватка краски

В ближайшие месяцы у покупателей легковых автомобилей, выпущенных АвтоВАЗом, будет весьма скромный колористический выбор: из-за дефицита краски завод вынужден выпускать машины лишь трех цветов. Подобный аскетизм заставляет вспомнить времена советского автопрома, когда отечественные машины не очень-то радовали глаз цветовым разнообразием.

Среди советских престижных легковых машин иногда случались «красочные аномалии»

Новость, которую опубликовали «Ведомости», наверняка не обрадует большинство российских автолюбителей, которые собираются в обозримом будущем приобрести новый «мотор» отечественной сборки. Со ссылкой на представителей АвтоВАЗа сообщается, что в связи с нехваткой краски для кузовов заводу придется пока вместо прежних шести и даже восьми цветовых вариантов выпускать автомобили Lada только трех цветов: черные, белые и темно-зеленые. Расширить эту палитру удастся, вероятно, не ранее марта.

Как поясняют специалисты, такие ограничения появились из-за возникших проблем с поставкой лакокрасочных материалов иностранного производства. Немецкие фирмы, продукцию которых прежде использовали волжские автомобилестроители, объявили о том, что сворачивают свой бизнес в России в связи с санкционными запретами на поставки такой продукции, введенными Евросоюзом. Из-за этого автоконцерну приходится искать других производителей краски.

Упомянутый автомобильный триколор – это, конечно, не слишком веселое зрелище. Однако давайте вспомним, что в прошлом автомобильный парк Страны Советов тоже не очень-то радовал граждан многообразием цветов и оттенков.

На заре автомобильной эпохи «бензиномоторы» отличались своей монохромностью. В почете была черная окраска кузовов. По мнению некоторых историков, немалую роль в этом сыграл «главный автомобилестроитель мира» — Генри Форд. Основатель знаменитой американской фирмы был приверженцем именно такого цвета. Сохранилось даже его высказывание на сей счет: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный». Данный тезис хозяина неукоснительно соблюдался его работниками. Миллионные «стада» бюджетных малолитражек Ford Т, получивших в народе прозвище «жестянка», сверкали угольно-черными боками и капотами.

Впрочем с развитием мирового автопрома палитра значительно расширилась, и у покупателей была возможность выбора цвета для своей четырехколесной «ласточки».

В СССР, где производство автомобилей еще только налаживалось, проблемы цветовых решений не относились к разряду очень важных. Отечественные «моторы» красили, исходя из принципа «как проще и дешевле». Спрос, все равно, далеко превышал предложение.

Популярным был все тот же «фордовский» черный цвет. Впрочем, в некоторых случаях принималось во внимание и «общественно-политическое значение». Например, первые десять серийных отечественных грузовиков АМО-Ф-15, собранные на заводе в Москве и участвовавшие в ноябрьском параде 1924 года на Красной площади, были выкрашены в «революционный» красный цвет.

С началом массового выпуска главных «рабочих лошадок» довоенного времени – грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, появилось правило красить большинство таких полуторок и трехтонок в защитно-зеленый цвет: по умолчанию машины предназначались для использования в армии при начале войны, которая казалась неминуемой.

Для первой по-настоящему массовой отечественной легковой машины – «эмки» ГАЗ-М1, которую завод в Горьком начал выпускать с 1936 года, узаконили черный «мундир». Лишь некоторые экземпляры выделялись своей колористической «изюминкой». По воспоминаниям современников, изредка можно было увидеть на улицах «эмку» темно-зеленого или светло-серого цвета. А вот для демонстрации на недавно открывшейся ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке) горьковчане изготовили в 1940 году эксклюзивный образец такой легковушки, который был выкрашен в бежевый цвет.

Угольный цвет доминировал и при окраске первых отечественных лимузинов ЗИС-101. Эти машины, предназначенные для обслуживания партийной и советской элиты, по определению должны были быть черными. Хотя некоторые экземпляры все-таки имели другую окраску: белую, голубую…

«Наследник» «сто первого» — знаменитый «сталинский» лимузин ЗИС-110, к серийному выпуску которого приступили сразу после войны, оказался куда более ограничен в своих цветовых возможностях. Этот «членовоз» красили только в черный. Правда, когда несколько лет спустя появился вариант спец-автомобиля для «скорой помощи» на базе «сто десятого», его решили избавить от столь траурной облика. С одобрения самого товарища Сталина медицинские ЗИСы получили окраску цвета слоновой кости. А несколько экземпляров, изготовленных в варианте кабриолет – с открытым кузовом, ЗИС-110Б, и предназначенных для проезда высших военачальников, принимающих парад на Красной площади, покрасили в серо-голубоватый цвет.

Был и еще один уникальный по внешности «сто десятый». В 1949 году «отец народов» велел передать шикарный лимузин Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому. Как писали газеты, это подарок Русской Православной Церкви «за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Машина отличалась от всех своих собратьев темно-зеленой окраской. Некоторые специалисты-историки отечественного автопрома утверждают, что данный колер был использован по личному распоряжению «хозяина Кремля»: бывший семинарист Иосиф Джугашвили знал, что по канонам РПЦ зеленый – это «патриарший» цвет.

Среди многочисленных «протокольных» черных «Чаек», выпускавшихся на ГАЗе в 1950-е – 1970-е гг. для советской номенклатуры, тоже случались «цветовые аномалии».

Так, например, самый первый, еще экспериментальный образец ГАЗ-13, который решено было отправить в Брюссель на всемирную выставку EXPO-58, покрасили – чтобы удивить «капиталистов», — в бирюзово-молочный цвет (старались не напрасно: советский чудо-лимузин получил тогда Гран-при). Еще одну такую «Чайку», предназначенную для демонстрации на выставках, сделали двуцветной – малиновой с белым. А вот первой в мире женщине-космонавту Валентине Терешковой по личному распоряжению Н. Хрущева выделили для обслуживания ГАЗ-13, покрашенный в белый цвет (логика понятна: ведь позывной у Валентины Владимировны во время ее полета был «Чайка», а цвет оперения у этой птицы -белый).

В декабре 1976 года заводчане ГАЗа решили преподнести подарок «главному автолюбителю страны» Л.И. Брежневу по случаю его 70-летия. Лимузин новой модели «Чайка» ГАЗ-14 специально для этого покрасили в вишневый цвет.

В черных «мундирах» щеголяли легковые автомобили среднего и высшего класса почти всех моделей, выпускавшихся в Союзе. Исключением стала «Победа» ГАЗ-М20. Такие машины стали массово выпускать с первых послевоенных дней. Видимо сыграло роль праздничное настроение в стране по случаю успешно завершенной Великой Отечественной: траурный черный для «Побед» на заводе вообще не использовали! Зато в ходу было много других цветов. В том числе даже уникальные для «совка» бирюзовый, фисташковый…

Источник

Show More

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button