mkruНовости

Активисты предложили принять новые ПДД: права станут бесполезными за границей

В России предложили больше не обновлять действующие Правила дорожного движения (ПДД), а попросту написать полностью новый документ. Об этом заговорили на обсуждении очередных поправок в Общественной палате. Резоны есть: постоянно обновлять этот документ утомительно, а вскоре придется многое менять из-за появления автомобилей-беспилотников. Но издержек, кажется, больше: замена ПДД на новые должна повлечь за собой переэкзаменовку всех водителей, а российские права станут неприменимыми за границей.

Предложение вызвало бурную дискуссию

На обсуждении в Общественной палате было перечислено не менее 120 поправок, необходимых уже сейчас. Скептически отнеслись к этому в МВД (в том числе в ГИБДД) и Минтрансе: напомнили, в частности, о Венской конвенции о дорожном движении, которой обязаны соответствовать национальные ПДД. Тем не менее в 2029 году документ придется серьезно обновлять — напомним, сейчас ради оптимизации нормотворческого процесса принято решение не вносить в ПДД, как и, например, в КоАП, мелкие поправки, а периодически принимать новые редакции.

Значит, серьезное редактирование, пусть и через шесть лет, неминуемо. Именно в этом контексте ряд экспертов и полагает, что стоит попросту переписать документ — именно об этом заявил, обращаясь к президенту Владимиру Путину, член ОП Александр Холодов.

«Задача была — написать максимально бюрократическим языком для юристов, чтобы потом было проще разбирать ДТП, — комментирует нынешний, исторически сложившийся текст ПДД эксперт Александр Шумский. — Для водителей в этих правилах нет ничего понятного». Поэтому документ нужно переписать понятным для неюриста языком.

Среди наиболее назревших изменений, по словам эксперта, — унификация статуса желтого сигнала светофора (сейчас в одних регионах за проезд на желтый штрафуют, как за красный, в других нет), проработка понятия разворота, регламентация выезда на тротуар или проезжую часть (считается ли заезд «колесом» или «зеркалом»?). Наконец, оформление ДТП должно происходить — именно по ПДД — на тротуаре, что снизит риск вторичных аварий.

— Я отношусь к этому с пессимизмом, потому что ПДД формировались на протяжении очень долгого времени, — возражает Егор Васильев, автоинструктор и автор YouTube-канала «Авто Философия». — Да и, по большому счету, наше современное время не привнесло каких-то принципиальных технических новшеств. Да, появились СИМ, появились электромобили, появились, в конце концов, автомобили автономные — но все равно все они действуют в рамках существующих, на мой взгляд, достаточно здравых ПДД. Поэтому не стоит их полностью переписывать, правильнее их эволюционно совершенствовать.

С правовой точки зрения преемственность редакций ПДД — важнейшая вещь, на которой держится вся конструкция допуска водителей к управлению автомобилями, утверждает юрист Алексей Голубев. «Если новые ПДД будут не редакцией прежних, а полностью новым документом, потребуется переподготовка всех граждан и должностных лиц, обязанных быть знакомыми с этим документом и им руководствоваться, — поясняет эксперт. — Переэкзаменовка по новым Правилам всех сотрудников ДПС, транспортников и, наконец, десятков миллионов водителей-частников едва ли возможна. А без нее водительские удостоверения и иные документы, подразумевающие предварительное изучение правил, попросту обнулятся».

Даже если будет организована формальная переэкзаменовка, масштаб этой операции труднопредставим, в силу этого законодатели наверняка примут решение обойтись в очередной раз редактированием действующих ПДД, уверен Алексей Голубев.

Есть и второе важнейшее последствие возможного переписывания ПДД с нуля: если новые Правила будут разработаны без учета международных конвенций (а это, с учетом политики суверенизации законодательства, вполне возможно) — выданные после определенной даты водительские удостоверения станут чисто национальными, для получения доступа к вождению за пределами России (ЕАЭС) понадобится переэкзаменовка.

«Соблазн переписать все действительно достаточно велик, — говорит автоэксперт Михаил Калинин. — Но поддаваться ему нельзя просто потому, что, даже если мы абстрагируемся от международных обязательств, ситуация в автомобильном мире, в дорожном движении, в технологиях продолжит изменяться. И даже новые, самые совершенные правила будут постепенно стареть».

Что касается адаптации ПДД к появлению беспилотных автомобилей на дорогах, существуют два варианта кодификации этого явления, пояснил «МК» член команды разработчиков ПО для беспилотных автомобилей. В мягком варианте изменение нормативной базы практически не понадобится, за исключением введения новых табличек, дорожных знаков. Но есть и более радикальные планы, прорабатываемые на уровне ведущих мировых компаний, занимающихся автономными автомобилями: возможно, ряд принципов дорожного движения придется пересмотреть исходя из удобства и безопасности работы систем автоведения.

— Что в любом случае потребуется — это разметка на местности, но это вопрос не ПДД, а СНИПов по оборудованию улично-дорожной сети, — резюмировал собеседник «МК». — В остальном, когда дело дойдет до массового движения в плотном потоке без водителей, алгоритмы уже научатся соблюдать любые имеющиеся ПДД более тщательно, чем человек.

Show More

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button